ЦОС

 

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы.

Система включает в себя:

·       Информационные образовательные ресурсы.

·       Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.

·       Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».


Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

·       доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

·       доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;

·       возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;

·       возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;

·       возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;

·       получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;

·       автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»

Основными целями эксперимента являются:

·       Создание и запуск платформы ЦОС и тестирование ее функционала. Для достижения этой цели во время экспериментального периода будет необходимо:

·       автоматизировать образовательный процесс и сделать его более унифицированным;

·       усовершенствовать независимую диагностику качества образования;

·       организовать процесс обучения с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;

·       отработать технологию обработки большого количества информации.

Оснащение образовательных учреждений необходимыми техническими средствами: быстрым интернетом, компьютерами, программным обеспечением, системами контроля, камерами видеонаблюдения и так далее.

Интеграция ЦОС и портала «Госуслуг». Планируется, что в течение года после начала эксперимента на «Госуслугах» появится вкладка «Мое образование». Через этот сервис родители и ученики в режиме одного окна смогут пользоваться образовательными ресурсами.

Создание и запуск региональных информационных ресурсов, с помощью которых можно будет обеспечить электронный документооборот, учет достижений учеников, планирование финансово-хозяйственной деятельности школы и многое другое.

Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»

2019 год

Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды”

Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий

Методические рекомендации по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательных организаций, в том числе официальных сайтов в информационной коммуникационной сети «Интернет»

Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. №  МР-315/02  «О перечне оборудования».

Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019  № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

2020 год

Методическими рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»).

Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий"

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 29.05.2020 № Р-48 «Об утверждении методических рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды».

Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению в 2020 году отборов субъектов Российской Федерации на предоставление на период в 2021-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по мероприятию «Оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» от 29.10.2020 № ТВ-5/04пр

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды

2021год

Распоряжение Минпросвещения России от 14.01.2021 N Р-15 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Цифровые ресурсы и сервисы для руководителей школ по организации дистанционного обучения:

Вебинары Онлайн-форум «Как школе перейти на дистанционное обучение без паники» https://www.youtube.com/playlist?list=PLNrbxflCRtQ1_U1Q57UTmFuOYSjuv2huR

 Юридическая поддержка школ:

Как организовать перевод сотрудников на дистанционную работу? https://www.youtube.com/playlist?list=PLNrbxflCRtQ0wW4DjSd3jBDR8tXKIxtyF

Быстрые управленческие рецепты для школьных администраторов. Рекомендации по быстрому реагированию на кризисные ситуации https://www.youtube.com/playlist?list=PLNrbxflCRtQ17b-8qp1i37MQGEsqRXTyo

Академия Директории

Записи лекций и вебинаров по актуальной тематике https://www.youtube.com/playlist?list=PLNrbxflCRtQ0erqBPJT5EqfooVR_gxD1k

1. Статьи (опыт и рекомендации)

Юрист рассказывает, как перейти на дистанционное обучение (с готовым заявлением)

https://www.9111.ru/questions/7777777771083764/  

2. Дистанционное обучение в школе (начальная школа, старшие классы; популярные вопросы и ответы) https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole

3. Вести образования Don't panic: как перевести школу на дистант https://vogazeta.ru/articles/2020/3/20/analitycs/12104dont_panic_kak_perevesti_shkolu_na_distant_i_ne_oblazhatsya

 4. От монитора не ослепнет?

Разбираемся, как школьникам пережить второй дистант (подсказка от офтальмолога, как сохранить зрение) Сколько уроков должно быть? Сколько должен идти урок? Сколько времени тратить на домашнюю работу? Что делать с физкультурой и ИЗО? Как быть, если не работает интернет? и пр. https://www.nn.ru/news/articles/ot_monitora_ne_oslepnet_razbiraemsya_kak_shk olnikam_perezhit_vtoroy_distant/69529307/

5. Учимся дистанционно. Главное, без паники! https://zen.yandex.ru/media/id/5a4e27625a104f5ad931270c/uchimsiadistancionno-glavnoe-bez-paniki-5e789671aed81f64b076e2e1?utm_source=serp

Информация МБОУ «Школа № 4» города Ждановка

– об обеспечении высокоскоростным доступом к сети «Интернет» (о подключении к широкополосному доступу, о расширении каналов связи, о контентной фильтрации и др.):
– об оснащении средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием:

 о создании и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных систем, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения:
Регион в 2023-2024 году ожидает достаточно мощная волна изменений, связанных с информатизаций. И одной из основных причин является широкое участие нашего региона в мероприятиях по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Задача региона к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды, что повлечет за собой ряд изменений инфраструктуры:
Ширина канала подключения к сети Интернет на уровне не ниже 100 Мбит/с в городе и 50 Мбит/с в сельской местности.
Развитая сеть передачи данных в организациях. Внедрение систем контроля доступа и видеонаблюдения.
Наличие комплектов оборудования, предполагающего использование 3 устройств в образовательном процессе: комплект учителя, ученика, комплект визуализации.
Интеграция информационных систем и электронных дневников в федеральным решением.
Осуществление выбора электронных образовательных ресурсов и электронных учебников через специализированный портал «МаркетПлейс».
Реализация индивидуального обучения с использованием электронных ресурсов.
Обеспечение доступа обучающихся к личному кабинету через портал государственных услуг

– о внедрении целевой модели цифровой образовательной среды:

https://edu54.ru/upload/iblock/a65/TSOS.pdf 

 о внедрении федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС, апробации АИС «Маркетплейс образовательного контента и услуг», социальной сети для педагогов и других федеральных информационных систем в сфере образования, о внедрении региональных информационных систем в сфере образования, о регистрации личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ):

В рамках реализации региональных проектов «Цифровая образовательная среда», национального проекта «Образование» педагогические и административные работники МБОУ «Школа № 4» города Ждановка проходят обучение на образовательной платформе https://education.apkpro.ru/. Все участники зарегистрированы на сайте https://www.gosuslugi.ru .

о внедрении цифровой образовательной среды на основе ЦОП «Сферум»

https://rutube.ru/video/a9f251b4f7d911fcc92d6df045eefcf5/ 

Что представляет собой образовательная платформа «Сферум»?

https://vk.com/wall-67964475_123068?z=video-217987920_456239099%2Fea47f3ab2b41145e67

Есть ли какие-то технические требования для подключения к платформе?

https://vk.com/wall-67964475_123068?z=video-217987920_456239098%2F1eee79096fb22f2c73

Сколько наших школ уже перешли на эту платформу?

https://vk.com/wall-67964475_123068?z=video-217987920_456239096%2Fe9f459097cacfd56da

Нужно ли там проходить регистрацию?

https://vk.com/wall-67964475_123068?z=video-217987920_456239097%2F335b93dacfec0be95c

В чем ее преимущества перед другими обучающими площадками?

https://vk.com/wall-67964475_123068?z=video-217987920_456239100%2Fe3cd8b3660a5a32791

– о внедрении индивидуальных планов обучения с использованием информационных систем и сервисов:

https://shcola4-zdanovka93.blogspot.com/p/2022.html

– о мониторингах развития ИКТ-компетентности обучающихся:

о повышении квалификации администрации и педагогов в области цифровой грамотности:

 https://disk.yandex.ru/d/q6Df2-_xu7ulFQ 

– о разработке и реализации программ информатизации образования на уровне образовательной организации:

– об участии в мероприятиях по цифровизации (онлайн-диагностика педагогических компетенций и т.д.):

https://disk.yandex.ru/i/qpNXgU-J-OBztg

– о работе проектных групп по цифровой трансформации:

– об опыте образовательной организации по цифровой трансформации (проведение семинаров, мастер-классов, публикации, выступления и т.д.).

https://shcola4-zdanovka.blogspot.com/p/blog-page_30.html

Полезные ссылки:


Видеоконференцсвязь https://zoom.us/ru-ru/freesignup.html
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject
Учебные средства и приложения онлайн https://quizlet.com/ru
Онлайн игры, песни и истории для учеников начальной школы, изучающих английский язык https://learnenglishkids.britishcouncil.org
Интерактивный сайт для изучения английского языка https://www.esl-lounge.com
National Geographic для детей https://kids.nationalgeographic.com
Сайт для создания опросов и тестов https://forms.office.com
Сайт BBC для дистанционного изучения английского языка https://www.bbc.co.uk/learningenglish
Live worksheets — интерактивный сайт для изучения английского языка https://www.liveworksheets.com
Учебные фильмы и ролики You Tube https://www.youtube.com
Google Classroom сайт для создания автоматизированных тестов https://classroom.google.com
Google формы — сайт для создания таблиц, опросов и тестов https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
Доска MIRO https://miro.com
Незнайка — сайт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР https://neznaika.info
Тренинги и приложения для изучения английского языка https://kahoot.com
Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://oge.sdamgia.ru
Портал обучения информатике и программированию https://school.sgu.ru
Учебная платформа для изучения информатики https://lbz.ru
Сайт для подготовки к ГИА по математике https://uztest.ru
Онлайн школа Фоксфорд https://foxford.ru
СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://vpr.sdamgia.ru
Платформа Stepik для дистанционного преподавания предметов https://stepik.org/
Создание тестов https://onlinetestpad.com/
Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/
Электронная библиотека учебников и учебных пособий https://donriro.org/электронная-библиотека-учебников-и-у/

Комментариев нет:

Отправить комментарий